«Экзистенциальный подход в консультировании подростков».

статья Веремчук О.А.

             Подростковый возраст это сложный и важный период взросления, связанный с физиологическими перестройками и развитием всех ведущих компонентов личности. Это возраст, когда физиологические и внутренние изменения вынуждают к переосмыслению и изменению взглядов на себя и на мир, что пугает и одновременно побуждает к поиску.Поистине это экзистенциальный возраст, в котором есть все: выбор, поиск своего места, формирование своего мира.
«В подростковый период человека более всего можно описывать как существо постоянно становящееся, постоянно проявляющееся, постоянно возникающее. Именно в жизни подростка особенно наглядно видно, что человек – это существо, активно творящее свое бытие». В.Франкл

Экзистенциальный подход не ставит перед собой цели что-нибудь перестраивать, менять во внутреннем мире или в жизни клиента. Главная его цель — прежде всего, увидеть, что есть в его внутреннем мире и в жизни, помочь лучше разобраться в этом, яснее увидеть предоставляемые жизнью возможности и границы этих возможностей. Что, в свою очередь, является очень уместным в консультировании подростков, позволяет изучить им свой внутренний мир, разобраться в своих чувствах.В работе с подростками важно иметь гибкую позиция по отношению к мнениям и взглядам юного человека, уважать любые проявления личности, быть готовым к постоянно меняющемся настроениям. Благодаря доверительному контакту с психологом, подросток способен раскрыться, преодолевая страхи, отправится изучать свой внутренний мир. Консультант не только помогает подростку в поиске путей разрешения актуальных трудностей и конфликтов, но и помогает ему в отыскании своего места в жизни.Использование экзистенциального подхода в консультировании подростков, который направлен на то, что бы помочь подростку найти смысл в своей жизни, действиях и переживаниях, дает положительные результаты, как в отдельности, так и совместно и с различными другими подходами в консультировании. Необходимо принимать во внимание, что экзистенциальный подход достаточно сложен в интеллектуальном плане, по этому, очень важно учитывать готовность подростка и различные уровни развития.
Экзистенциальный подход может помочь подростку:
— научится управлять своей свободой и брать ответственность за свой выбор,
— найти смысл в своей жизни, действиях и переживаниях,
— научится жить полной жизнью, лучше осознавать свои чувства и страхи,
— найти «свою философию».
Исходя из выше сказанного в консультировании подростков необходимо акцентировать внимание на :

— на анализ своих переживаний и чувств, осознании собственных мотивов и выборов;
— на развитии самопознания и самоанализа,
— на создании собственной системы ценностей и целей,

Подросток — свобода и ответственность.

 Свобода – это способность человека к активной творческой деятельности в соответствии со своими желаниями, намерениями, идеалами и ценностями. В свободной деятельности человек добивается целей и реализует себя.Именно в подростковом возрасте человек впервые переживает свою свободу не только ситуативно, а в контексте всей своей жизни, где чувство реальности собственного Я дает человеку достоинство и уверенность в наличии у него своего места среди людей. При этом проблема многих подростков заключается в замене свободы иллюзией свободы: считая, что они будут свободны по-настоящему, если начнут делать «всё, что захотят». Но, не имея собственных ориентиров и потому, не зная, чего они на самом деле хотят, оказываются целиком во власти внешних обстоятельств или неподконтрольных им собственных внутренних импульсов. (Статья)И по этому очень важно помочь обозначить юному человеку то, что для него важно и ценно, подробно обсудить, что такое свобода и ответственность, дать возможность увидеть свою роль в тех или иных жизненных обстоятельствах.Понимание соотношение свободы и ответственности должно быть по силам подросткам. Быть ответственным, означает по собственной воле принимать решения, это помогает осознать подростку, что он может сам взять ответственность за свой выборы и переживания. В работе с категорией свободы можно предложить подростку дать самостоятельные определения свободы и ответственности, найти определения в интернете и литературе, подробно обсудить собранный материал с подростком, рассмотреть конкретные случаи из жизни самого подростка, поговорить про ограниченность свободы и понимании «свободы от» и «свободы для».

Подросток и время

В подростковом возрасте мы впервые начинаем задумываться серьезно о своем будущем. Появляются новые временные перспективы. По началу время является для подростка ограниченным непосредственным прошлым и настоящим, а будущее кажется ему буквальным продолжением настоящего, либо перспектива будущего отсутствует вовсе. Иногда подросток оказывается в растерянном и подвешенном состоянии, старое положение вещей не устраивает, а новые перспективы еще не сформированы. Появляется необходимость  актуализация отношения подростка к пониманию «времени для…». По этому очень важно в своей  работе помочь  подростку сформировать свои жизненные планы и цели.  А так же привести подростка к пониманию, что любая ситуация всегда предоставляет каждому человеку возможность сделать в настоящем определенный выбор в виде действия или бездействия. Будущее — это совокупность возможностей, зависящих от выбора в настоящем.А прошлое неизменно, изменится может лишь отношение к нему.

Подросток и одиночество.
Многие подростки испытывают чувство одиночества. Это связано, прежде всего, с развитием рефлексии в этом возрасте и переходом на новый уровень самосознания, когда растущий человек встречается со своей неповторимостью и уникальностью и в связи с этим чувствует одиночество.Для экзистенциальной философии характерно стремление показать, что чувство одиночества не является результатом чисто внешних и случайных обстоятельств жизни человека, оно коренится в самом его бытии, в способе существования «Я». Важно помочь понять подростку, что одиночество не означает «быть одному».
«Одиночества предполагает, что «я» существую в мире, что мир есть – минералы, растения, животные, другие люди. И «я» должен налаживать отношения со всем этим, искать согласованности своего существования с другими существованиями, искать единства, но не такого, какое возникает у двух жидкостей, слитых в один сосуд, а единства принципиально неслиянных существований.» Хосе Ортега-и-Гассет

Подростки и смерть
Жизнь и смерть взаимозависимы; они существуют одновременно, а не последовательно; смерть, непрерывно проникая в пределы жизни, оказывает огромное воздействие на наш опыт и поведение. Смерть — первичный источник тревоги и, тем самым, имеет фундаментальное значение. У подростков отрицание и защита от страха смерти проявляется в подвигах бесшабашности, высмеивании смерти, а в некоторых случаях в мыслях о самоубийстве либо в делинквентом поведении. Консультирование подростков в этом направлении ориентированно, прежде всего на примирение подростков с неизбежностью смерти. Что в свою очередь приводит к более высокой оценке жизни. Важен и тот момент, что с годами подростковый страх оттесняется двумя основными жизненными задачами молодых людей — построением карьеры и созданием семьи.

Подросток и смысл жизни
По мнению Франкла поиск человеком смысла жизни является первичной движущей силой в его жизни, а не «вторичной рационализацией» инстинктивных побуждений. Смысл уникален и специфичен, потому что он должен и может быть реализован именно этим человеком и никем другим.
Вопрос зачем жить? становится в подростковом возрасте очень и очень актуальным. Из него проистекают все прочие более простые вопросы: чем заниматься? С кем общаться? К чему учиться и к чему стремиться и стремиться ли вообще. Таким образом, юный человек встает перед необходимостью выбирать между представляющимися ему жизнью возможностями.Как правило, представления о смысле жизни и ее наполненности очень размыт в этом возрасте.В работе с данным направлением помогают ряд упражнений, направленных на выстраивании системы ценностей, анализ своих взглядов, написание рассказов о себе и своем будущем , а так же групповая работа, которая дает положительные результаты в консультировании подростков в целом.
Экзистенциальный подход помогает подростку определить что для него ценно, выстроить иерархию своих ценностей и прийти к пониманию что он сам и только сам создает свою жизнь.

1.Демидов А. Феномены человеческого бытия. М., Экономпресс, 1999
2.Психология подростка Псих.энциклопедия под ред. Реана А.А. М., Олма-пресс, 2003
3. Ялом И.. Экзистенциальная психотерапия М.: «Класс», 1999
4.Дмитриева А.В.  стать «Психологическое консультирование подростков на основе принципов экзистенциализма в общеобразовательных учреждениях»
5. Франкл В. Воля к смыслу М.,Эксмо-пресс, 2000
6.Фромм  Э. Здоровое общество. М., АСТ, 2006
7. Куроедова Т.  статья «Проблемы психологического консультирования подростков: экзистенциальный подход»